Полшага до мечты Магистральные седельные тягачи – элита грузовых автомобилей. Без такого автомобиля в модельном рядуне выйдешь на мировой рынок, даже если ты каждый год лидируешь в столице Сенегала. КАМАЗ не стал сразу замахиваться на грандиозные, но плохо реализуемые проекты и предпочел осуществлять программу по магистральным тягачам эволюционным, а не революционным путем. Сначала, в 2003 году, появился серийный тягач КамАЗ-5460, у которого были все признаки магистрального тягача, но в конструкции было еще много временных решений. Естественно, что такая машина нуждалась в дальнейшем совершенствовании. Вслед за ним выпустили модернизированный тягач КамАЗ-5460-046-22 "Стайер". Широкой общественности его представили на прошедшем Московском международном автосалоне (ММАС-2006), а ознакомительный мини-тест "Стайера" журналисты "грузовых изданий" смогли провести в Казани на презентации первого фирменного технического сервиса КАМАЗа.
КАМАЗ не стал сразу замахиваться на грандиозные, но плохо реализуемые проекты и предпочел осуществлять программу по магистральным тягачам эволюционным, а не революционным путем. Сначала, в 2003 году, появился серийный тягач КамАЗ-5460, у которого были все признаки магистрального тягача, но в конструкции было еще много временных решений. Естественно, что такая машина нуждалась в дальнейшем совершенствовании. Вслед за ним выпустили модернизированный тягач КамАЗ-5460-046-22 "Стайер". Широкой общественности его представили на прошедшем Московском международном автосалоне (ММАС-2006), а ознакомительный мини-тест "Стайера" журналисты "грузовых изданий" смогли провести в Казани на презентации первого фирменного технического сервиса КАМАЗа (см. статью "Сервис для КамАЗа"). На обновленном автомобиле КамАЗ-5460-046-22 "Стайер" установили отечественный малооборотный дизель КамАЗ-740.37-400 (Euro 2) мощностью 400 л.с. с топливной аппаратурой фирмы Bosch. Ранее на КамАЗ-5460 ставили двигатель мощностью 360 л.с. Коробка передач осталась прежней 16-ступенчатой от фирмы ZF, а вот задний мост совершенно новый – скоростной гипоидный болгарского предприятия Madara. На тягаче применена импортная тормозная система Wabco с ABS и гидроусилитель руля RBL. А шины Michelin размерностью 315/60 R22,5 и седельно-сцепное устройство JOST обеспечили на КамАЗ-5460-046-22 высоту седла на уровне 1150 мм от уровня дороги. Перечисленное сочетание агрегатов и комплектующих на автомобиле "Стайер", по мнению его создателей, должно положительно сказаться на топливной экономичности грузовика (расход 36 л/100 км), его тягово-динамических характеристиках и ресурсе всего автомобиля (500 тыс. км)
Кабина нового "Стайера" не очень отличается от ранних КамАЗ-5460, но в ее подвеску введены новые гидравлические запоры, а внутри кабины стандартно установлена новая, достаточно симпатичная панель приборов. Для водителя установили кресло с пневмоподвеской Pilot. Подвергся изменениям и педальный узел – теперь педали выполнены с верхней подвеской. К сожалению, представленный на мини-тест автомобиль КамАЗ-5460-046-22 был без полуприцепа, поэтому в полной мере оценить все тяговые возможности новой машины, в том числе и возросшую мощность двигателя, было невозможно. Тем не менее, прокатившись на одной "голове", можно отметить, что по сравнению с предыдущими моделями КамАЗ комфортабельность кабины стала намного лучше, хотя шумность и вибрации остались высокими. Сочетание водительского кресла Pilot, регулируемой рулевой колонки и педального узла с верхней подвеской педалей можно назвать удачным, по крайней мере явных нареканий по эргономике рабочее место водителя не имеет. А вот рычаг переключения коробкой передач очень наклонен вперед. В результате, чтобы включить или выключить некоторые передачи, приходится сильно наклоняться. В движении, особенно на высоких скоростях, тягач нужно постоянно подруливать, чтобы он сохранял прямолинейное движение. Неприятно. Это вызывает неуверенность в поведении автомобиля в целом, хотя тормоза очень эффективные. Но я бы предпочел, чтобы тормоза не выдавали сразу весь свой потенциал после небольшого нажатия на педаль, а были более предсказуемыми. Из положительных новшеств можно отметить появление на "Стайере" системы круиз-контроля. Современному тягачу без нее уже не обойтись.
Не скажу, что КАМАЗ, освоив в производстве автомобиль "Стайер", сделал большой шаг к полноценному магистральному тягачу в своей производственной программе. Скорее это только полшага. Но стремление челнинцев к движению вперед похвально. Ведь нам показывали не очередную "перспективную модель", а вполне товарный продукт, который возможно заказать у дилеров. И никто не скрывает, что "Стайер" в нынешнем виде далеко не окончательный вариант магистрального тягача. Ожидается, что уже в следующем году его заменит тягач КамАЗ-5480 с общим ресурсом 700 тыс. километров. Его будут оснащать двигателем мощностью 420 л.с. (Euro 3) и модернизированной кабиной увеличенного объема с полноценной четырехточечной пневмоподвеской. Пиком же эволюции магистральных тягачей КамАЗ к 2010 году должен стать автомобиль с "миллионным" ресурсом и совершенно новой кабиной. Какой? Пока секрет...
|